«Ступая на белый войлок...»
Из всех традиционных ремесел в жизни кочевых народов, наверное, именно войлок играл особую роль. Из него строили жилище — юрту, им застилали полы, покрывали нары. Он использовался в боевом убранстве коня и всадника. Белым войлоком в знак особого уважения встречали почетных гостей. Войлок умели валять во всех селениях. Но казалось, что не будучи востребованным в нашей жизни сегодня, он навсегда забыт и навыки изготовления войлоков утеряны, и что только в краеведческих музеях изредка можно увидеть недоеденные молью отдельные образцы, да читать в книгах об этом экзотическом полотне. А между тем войлок, гениальное изобретение народа, не только идеальный, пластичный материал в быту, он и целитель всевозможных болезней.
В п. Аскарово Абзелиловского района живет замечательный человек — доктор Ишмурза Хаернурович Хидиятов, — кандидат медицинских наук, заслуженный врач РБ, кавалер ордена «Знак Почета», основатель хосписа. Он знаток целебных свойств войлока, и активно использует его замечательные свойства в своей практике.
А художественные возможности войлока и сегодня привлекают прикладников к созданию уникальных произведений. Широко известны работы уфимского художника Ансара Галина, выполненные в этом материале; и студенты художественно-графического факультета БГПУ проявляют большой интерес к войлоку.
Словом, идея войлока витала в воздухе.
Республиканский центр народного творчества запланировал «Трудовой фольклорный праздник войлока» на май 2002 года. Название праздника возникло неожиданно.
Однажды в телефонном разговоре Розалия Асфандияровна Султангареева — известный знаток башкирского фольклора озорно пропела в трубку : «Если ступлю я на белый войлок» Получилось весело, необычно. Сама незаконченность фразы, казалось, вовлекает в условия некоей игры, подогревает фантазию. «Ступая на белый войлок»! — решили мы назвать свой праздник. И обязательно, чтоб в конце названия стояла не точка, а многоточие. Работать с Розалией Асфандияровной необыкновенно интересно: она кладезь идей и знаний, и сама сплошная любознательность. Общение с нею всем в радость.
Праздник строился на конкретном местном материале. Именно здесь, в деревнях Абзелиловского района, стало возвращаться в жизнь сельчан древнее ремесло изготовления войлоков. Валяют их, в основном, для собственного пользования, либо в подарок своим детям и родственникам, иногда по чьему-либо заказу.
Войлоки, как и в старину, бывают естественных — черных, белых цветов. Иногда они очень красиво орнаментируются: на черном фоне белые роговидные узоры — кускар. Или наоборот — на белом фоне черный орнамент. Часто мастерицы выкладывают орнамент из цветной — крашеной шерсти. И тогда войлоки становятся многоцветными. Появляются на полотне ромбы, цветочные орнаменты, памятные даты, имена, и другие изображения. Процесс раскатывания войлока часто создает на полотне эффект «размытых» линий: оттого кажется, что знаки дышат древностью, какой-то архаикой. Войлок дышит, войлок будоражит воображение. Иногда его украшают аппликацией, вышивкой, красивыми кистями, им «подбивают» паласы.
Салават Сарварович Кадыров — заведующий отделом культуры Абзелиловского района — сразу поддержал идею проведения праздника у себя в районе: «У нас есть замечательные мастерицы, и показать, и рассказать сумеют. Пора к войлоку внимание проявлять». Он сам энергично включился в работу вместе с замечательным специалистом своего отдела Фаукинур Фатхуллиной.
Главными героинями нашего праздника стали мастерицы войлока : Зильда Муталова, Латифа Мустафина, Мухлиса Гималова, Гайнур Латыпова, Василя Мустафина из деревни Рыскужино.
В народе ничего не забывается. Вековые трудовые традиции зачастую очень органично вписываются в жизнь современного человека.
Обычаи омэ — коллективной помощи активно бытуют в условиях сельской местности. Вот и наши героини вместе создали немало войлоков, ведь в одиночку его валять очень сложно. Это работа, требующая не только знаний, но и терпения, и физических сил. Они друг друга понимают с полуслова, полувзгляда.
Нам хотелось как можно больше и точнее рассказать о рождении войлока. Процесс этот долгий: стрижка овец, затем сортировка шерсти: черная к черному, белая к белому, не смешивая. Шерсть равномерно раскладывают на холстине, и легко начинают ее утрамбовывать ногами, затем, по мере уплотнения, хождение по будущему полотну становится энергичнее. Иногда войлок может состоять из нескольких слоев, например слой овечьей шерсти, слой козьей, и снова — овечьей. Орнамент выкладывается на основу и в процессе валяния вкатывается в него. Поливая время от времени горячей водой, начинают процесс утрамбовывания и раскатывания. Тут без взаимопомощи и взаимопонимания не обойтись. Доведенный до необходимой плотности войлок несут к ручью — промыть. Далее его сушат на солнце. Совместная работа вносит в это бытовое действо элементы обряда, одухотворяя сам процесс труда. Поэтому даже самая тяжелая и не очень чистая работа приносит такую искреннюю радость. И тогда омэ — коллективная помощь естественно перерастает в праздник, осмысленный, с чувством значимости, нужности своего труда. Ведь рядом односельчане, готовые помочь всем миром. Посмотрите, какие светлые лица.
В гости к абзелиловцам съехались соседи из Хайбуллинского, Учалинского, Зилаирского, Белорецкого районов. Здесь тоже не забыты традиции изготовления войлоков. Участники фольклорных коллективов с большим знанием дела отразили их в своих творческих программах. А хайбуллинцы привезли два замечательных войлока — один с ромбическим орнаментом, выполненный весьма искусно, другой — с вышивкой. Как хочется верить, что войлок будет жить, ведь его художественные возможности неисчерпаемы. И еще — он наша история, наша колыбель.
Статья получена из Сети
Источник: http://www.rbwoman.ru/node/81 |