ШЕЖЕРЕ
Шежере – генеалогическая запись башкирских племен и родов. В шежере вносились имена предводителей родов по мужской линии, включались сведения об исторических событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Знание родовых шежере считалось обязательным. В 15-16 вв. шежере получили письменное оформление. Самые ранние шежере, возможно, были зафиксированы в булгарский период.
Башкирские шежере в известной степени носят энциклопедический характер: в них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально-этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода айле содержит трактовку событий начиная с древних времен до 18 в., включая период Булгарского государства и Золотой Орды.
В кыпсакских родовых шежере эпоха кыпсакских объединений (Дешт – и Кыпчак) и последующие события 15-16 вв. отражены во взаимосвязи с историей башкир.
В шежере ранних периодов преобладает фольклорный материал: мифы, предания и легенды. В последующих шежере, касающихся событий 13-15 вв., основное место занимают исторические факты, иногда встречаются сюжеты героического эпоса, песен, элементы обрядового фольклора. Таковы, например, шежере карагай-кыпсакского, тамьян-катайского, табынского, усерганского родов и племен. Один из вариантов «Шежере племени усерган» написан в стихах и представляет собой письменный поэтический памятник. Своеобразно по форме, структуре и стилю шежере ялан-бурзянского рода, представляющее собой памятное письмо («Мактуб телмере») от поколения к поколению. Башкирское шежере опирается и на традиции шежере тюркских, монгольских, арабских и иранских народов, особенно на такие книжные образцы, как «Сборник летописей» («Жамаиг ат-тауарих», 1300-1310) Рашид-ад-адина, «Тюркские шежере» (Шежере-и тюрк», 17 в.) Абулгазы, «Сборник летописей» ( Жамаиг ат-тауарих», 1602) Кадыра Гали.
Г.Б. Хусаинов.
Источник: http://www.gasrb.ru |