Разложение родовых отношений и формирование раннеклассовых обществ.
В раннежелезном веке на Южн. Урале сложились две системы х-ва - полукочевая и кочевая в степной, лесостенной и оседлая - в лесной и горно-лесной зонах.
Пам. кочевых племен представлены курганными могильниками разл. форм. Известна т. зр., согласно к-рой курганы 8-4 вв. до н.э. и 4 в. до н.э. - 4 в. н.э. являются локальными вариантами соотв. двух археол. культур - савроматской (8-4 вв. до н.э.) культуры и сарматской (4 в. до н.э. - 4 в. н.э.) культуры. Носители этих культур были ираноязычными. Осн. терр. расселения - поволжско-приазовские степи.
Новейшие иссл. свидетельтвуют, что реальная этно-культурная ситуация в южноуральских степях выглядела по-иному. Отправным моментом в ее реконструкции служат сообщения древних авторов (Геродота, Гиппократа, 5 в. до н.э.) о том, что на терр., примерно совпадающей с Южн. Уралом, обитали саки, массагеты, даи (дахи, даик), исседоны, иирки, аримаспы и аргиппеи, к-рые были скотоводами и владели большими табунами лошадей, стадами овец и коров. Скотоводч. характер х-ва степных племен подтверждается и археол. данными. В курганных захоронениях особо знатных людей обнаружены многочисл. останки коней. В погребениях обычными являются кости лошадей и овец - остатки ритуальной пищи, а также жел. мечи - акинаки, короткие трехлопастные наконечники стрел и др. В числе оригин. находок - большие круглые или прямоугольные каменные блюда на ножках.
Археол. материал свидетельствует, что южноуральские стенные кочевники по культуре были близки к численно превосходящим их сако-массагетам казахстанских и среднеазиатских степей и их следует рассматривать как локальную группу сако-массагетского союза племен. Сако-массагетские племена имели развитую гос. систему управления во главе с сильным правителем. О могуществе и богатстве последних свидетельствуют большие курганные сооружения выс. 6-10 м и диаметром до 100 и более метров. Они содержат множество предметов роскоши из золота и серебра. Подобные "царские" курганы (5-4 вв. или 4 в. до н.э.) раскопаны близ д.Филипповка (см. Филипповский курганный могильник) Ореиб. области. Существует т. зр., согласно к-рой племена степного Южн. Урала раннежелезного века, к к-рым восходят древнейшие этапы этногенеза баш. народа (см. Дж.Т.Киекбаев, С.И.Руденко), говорили на древнетюрк. языке. В одном из сакских курганов Казахстана (4 в. до н.э.) обнаружен серебр. кувшин с тюрк. рунической надписью, что бесспорно свидетельствует о том, что сако- массагетские племена говорили на одном из тюркских языков. Новейшими иссл. установлено, что к раннежелезному веку восходит героический эпос баш. народа "Урал-Батыр", где имя одного из персонажей Яик-Батыр (Йайык-батыр) совпадает с именем народа даи-даих (5 в. до н.э.). Этим именем впоследствии народ назвал гл. реку Южн. Урала - Яик (совр. Урал). Все это говорит о том, что кочевое нас. Южн. Урала 8 - 1 вв. до н.э. следует считать предками башкир.
В поcл. века до н.э. в древней Ср. Азии сложилось мощное гос. образование Кангюй, к-рое подчинило себе и племена Южн. Урала. Воздействие Кангюя на культуру южноуральского нас. было стабильным и всевозрастающим. В 5-8 вв. на Южн. Урале сложились и развивались т. наз. бахмутинская, турбаслинская и кушнаренковская культуры, восходящие к культуре гос-ва Кангюй. Все они, особенно бахмутинская, представлены десятками укрепл. городищ, селищ, курганными и грунтовыми могильниками, материалы к-рых говорят об относительно оседлом н полуоседлом образе жизни их носителей. Мн. их элементы носят привнесенный (неместный) характер, что позволяет считать толчком к их формированию переселение на Южн. Урал в 4-6 вв. многочисл. кочевых племен из южн. степей, вт. ч. с терр. гос-ва Кангюй.
Племена бахмутинской, турбаслинской и кушнаренковской культур были ближайшими предками нас. Южн. Урала 9-10 вв. В письм. источниках (соч. Ибн-Фадлана, ал-Балхи, ибн-Даста, ал-Масуди, Идриси и др.) этот край стал именоваться страной тюркоязычного народа башкорт. В лит-ре бытует мнение о том, что этноним "башкорт" и понятие "Страна башкир" могли сложиться гораздо раньше 9-10 вв. В письм. источниках 7 в. появляются упоминания таких народов, как башу-кили (китайский автор) и бушки или бутки (армянские хроники), имена к-рых мн. ученые рассматривают искаженными вариантами этнонима "башкорт".
Башкирам 9 -12 вв. принадлежат более ста городищ, открытых поселений, курганных и грунтовых могильников на Южн. Урале. В этнокультурном плане они образуют характерную и компактную группу с однообразным составом находок (см. Караякуповская и кушнаренковская культура). В них четко просматривается тесная связь культур местных племен 6 8 вв, и народов евразийских степей (болгар, кимаков, хазар, гузов и др.). Хронологически они охватывают период 9- нач. 13 в. Хозяйство башкир 9 12 вв. предстает как комплексное, где ведущим было полуоседлое скотоводство. Были развиты металлургич. произ-во и торгово-экон. связи с южн. странами, прежде всего, Ср. Азией. 06 этом свидетельствуют находки тигля и льячки (Караякуповское городище), орудий труда, оружия, украшений с однообразными формами и размерами, что указывает на стандартизации) металлургич. произ-ва.
Башкиры получали согдийские шёлковые ткани (обнаружены остатки пяти сортов такого шёлка в Ямашитауском кургане 9-10 вв.), ковры (Синеглазовский курган 10 II вв.), одежду из шёлковых тканей (Стерлитамакский могильник, Лагеревские, Ишимбаевские и др. курганы 9-12 вв.). Экон. отношения башкир с соседями имели торгово-ден. характер, доказательство тому - многочисл. находки монет в могильниках (Стерлитамак, Хусаиново, Бекешево, Ромашкино, Каранаево и др.). А рхеол. материал указывает, что башкиры 9-12 вв. и их ближайшие предки (6-8 вв.) знали классовое об-во и, очевидно, имели гос. образования. Только при этом условии они могли развиваться как самостоят. народ в соседстве с грозными хазарами, болгарами, гузами и кимаками. Сохранились историко-этногр. сведения о существовании у башкир в 9-12 вв. гос. образований, в т.ч. союза башкирских племен под предводительством Масим-хана. Среди упоминаемых в письм. источниках имен баш. ханов 9-нач. 13 вв. самое раннее (ок. 9 в.) - хан Башкорт. Баш. шежере сообщают, что в 20-х гг. 13 в. в стране башкир правили могуществ. ханы Муйтен-бий и Майкы-бий. В шежере Муйтен-бия перечислены более 10 его предков - знатных ханов. Их правление приходится примерно на 9-12 вв. С 10 в. в среду башкир из Булгарии Волжской и Ср. Азии проникает ислам, ставший в 14 в. господствующей религией.
В 1219-20 башкиры вошли в состав империи Чингисхана, после образования Золотой Орды (1243) - в ее состав, что явилось поворотным моментом в их культ. и полит. развитии. Вместе с завоевателями на Южн. Урал хлынули группы кочевых племен, к-рые были опорой новой власти. Башкиры были обложены ясаком, обязаны нести воен. службу в войске Зол. Орды. Терр. башкир периодически была ареной столкновения соперничающих групп. Летом 1391 в местечке у р.Кундурча произошло сражение между армиями Тимура и Тохтамыша.
Все это разрушало сложившуюся экон. жизнь башкир. Но они сохранили свою этнокульт. самобытность и этнич. самосознание. О высоком уровне этнич. консолидации свидетельствует упорное сопротивление башкир монг. завоеванию, нашедшее отражение в ист. и фольк. источниках.
Процесс культ. и этнич. развития башкир в золотоордынский период не был прерван: вместе с исламом распространяются письменность, книжные знания и лит-ра, появляются монумент, памятники архитектуры - кэшэне, в состав народа вливаются новые племена тюрк. (кыпчаки, болгары, ногайцы), монг. происхождения. Однако это не нарушило уже сложившегося этнокульт. своеобразия.
|