Первобытнообщинный строй.
Самым ранним пам. обитания чел. на Южн. Урале является многослойная стоянка Мысовая на оз. Карабалыкты в Зауралье. Здесь найдены ручные остроконечники, скребла, рубила, многочисл. отщепы, сколы и др. изделия из местных пород камня, самые ранние из них относятся к раннему и ср. палеолиту (раскопки О.Н.Бадера, Т.Н.Матюшина).
Малочисленность и разобщенность палеолитич. нас., изобилие кам. сырья, богатый животный и растит, мир привлекали на Южн. Урал людей с др., зачастую весьма удаленных территорий. Имело значение также наличие здесь обширных сухих пещер, ставших своеобразными подземными храмами с наскальной живописью, отражавшей мировоззрение первобытного человека.
Временем позднего палеолита датируются знаменитые пещ. Шульган-Таш (Каповая) в верх. теч. р.Белой и Игнатьевская (Ямады-Таш) в верховьях р.Сим. К наст. времени они хорошо изучены в геол. и археол. отношении. Мн. сюжеты (силуэтные изображения мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей и др. ж-ных), а также техника и манера нанесения рис. на скальные породы имеют аналогии в пещ. святилищах Испании и Франции (см. Палеолитическая живопись). Рост нас. на Южн. Урале наблюдается в эпоху мезолита (12-7 тысячилетия до н.э.), о чем свидетельствуют многочисл. археологические памятники этого периода в Башкирском Зауралье (стоянки Янгелька, Мурат, Яктыкуль, Суртанды и др.) и Приуралье (пос.Ильмурзино. Давлеканово 1, Романовские и др.).
Расовый тип мезолитич. нас. Приуралья (реконструкция М.М.Герасимова) был европеоидным с признаками монголоидности.
Уровень развития производит. сил эпохи мезолита характеризуется широким распространением микролитич. пластинчатой техники, благодаря к-рой стало возможным изготовление и использование более эффективных сложных орудий. Время палеолита и мезолита является периодом господства присваивающей экономики - охоты, рыболовства и собирательства. Этот хоз.-культ. тип деят-сти в значит. степени создал предпосылки для непрочной оседлости.
В эпоху неолита (6-4 тысячилетия до н.э.) на Южн. Урале, как и на др. терр. лесостепей Евразии, происходит переход от присваивающей к производящей экономике земледелию и скот-ву, но этот процесс из-за суровых климатич. условий происходил медленно. Ведущей отраслью экономики оставалось интенсивное рыболовство с использованием сетей, гарпунов, лодок, ловушек, заколов. Важным культ. достижением эпохи неолита стало повсеместное изготовление глиняной посуды. Особенности изготовления - состав теста, скорма, способы формовки сосудов и орнаментации (гладким раковинным или гребенчатым штампом), создание на их основе разл. сюжетов и комбинаций - делают керамику одним из осн. критериев выделения археологических культур. Кремниевые орудия изготовлялись преим. из пластин и отщепов. Наиб. распространенными орудиями были скребки, ножи, проколки, сверла, наконечники стрел и дротиков. Встречаются кр. шлифов. орудия - сверленые топоры, тесла, долота, а также украшения (подвески, бусы и др.). Обнаружены места врем. стоянок и постоянных поселений (Муллино II, Давлеканово II, Мысовая и др.), следы полустационарных построек по берегам рек и озер (на поселении Мурат выявлены округлые жилища, выложенные кам. плитами); единичные захоронения.
В эпоху энеолита (кон. 4-нач. 2 тысячилетия до н.э.) продолжается развитие и взаимодействие сформировавшихся ранее и достаточно самобытных массивов нас. Южн. Урала и сопредельных терр. (Урало- Поволжья, Зауралья, Сев. Казахстана и др.). Происходит первое значительное обществ, разделение труда - выделение скотоводов из общей массы земледельческо-скотоводч. населения. Древнейшими скотоводами в степной полосе Южн. Урала являлись племена древнеямной археол. культуры. Ямники разводили, как и в энеолите, мелкий и кр. рогатый скот одомашнили лошадь, дикие предки к-рой обитали в регионе. С древнеямной культурой связано появление традиции захоронения под земляными насыпями курганов. Сложился устойчивый погребальный обряд - помещение покойника в грунтовую подкурганную яму на спине, головой к В. и размещение в могиле предметов погребального инвентаря (глиняных сосудов, изделий из кремня, металла, кости). Поселение Муллино в Южном Предуралье. "Совы", камни с нарезкой.
По размерам курганов и инвентарю различаются захоронения рядовых общинников и родовой знати. В богатых могилах известны случаи нахождения дерев. повозок. На основании краниологич. материалов исследователи относят нас. древнеямной культуры к одной из ветвей индоевроп. языковой семьи. Лесостепь и окраина лесной зоны Урало-Поволжья были заселены слабее. В Приуралье появляются новые переселенцы из р-нов Ср. Поволжья, а Зауралье представляло собой зону расселения древних финно-угорских этнокульт. племен.
Интенсивное освоение терр. Южн. Урала начинается с бронзового века (сер. 2-нач. 1 тысячилетия до н.э.) и связано с приходом сюда с 3. племен абашевской культуры. Эта самобытная культура сыграла важную роль во мн. этнокульт. процессах на Южн. Урале. Абашевцы принесли на Южн. Урал высокий уровень добычи и обработки бронзы, изготовления из нее орудий труда, вооружения и украшений. Они создали высокорентаб. пастушеский хоз.-культ. тип деят-сти, основанный на использовании кормового потенциала пойм малых и ср. рек региона. Они впервые создали на терр. Южн. Урала стационарные поселения [(Баланбаш, Урняк, Береговские 1-II (см. Береговский комплекс памятников), Тюбяк и др.)]с постройками жилого и хоз. типов наземной конструкции. Внутри жилищ встречаются очаги, хоз. ямы, следы лежанок и перегородок. В погреб. обряде преобладают подкурганные захоронения с использованием камня и дерева. Абашевцы наряду с позднеямными и полтавкинскими племенами сыграли ведущую роль в генезисе срубной и андроновской культур.
Во время формирования срубно-андроновских древностей (16- 15 вв. до н.э.) появляются поселенч. и погребальные сооружения, свидетельствующие об углублении соц. неоднородности об-ва (богатые захоронения вождей и зарождавшейся воен. аристократии) и консолидации разноэтнич. и разнояз. групп населения в кр. межплеменные общности. Ярким свидетельством этих процессов является развитие селений I-II Береговское, Баланбаш, Тюбяк в Приуралье; Синташта, Устье, Аркаим, Таналык в Зауралье, содержащих по неск. разнокульт. слоев. Поселения бронз. века строились на мысах надпойменных террас. Постройки располагались либо в виде намечающихся параллельных рядов-улиц, либо без видимой системы. Поселок размещался в одном очень кр. по размерам кольцевом строении с круглым двориком в центре, в к-рый выходят двери многочисл. помещений. Эти хоз.-культ. центры возникли в степ. Зауралье в период общей нестабильности и предназначались, по-видимому, для содержания, продажи, обмена дом. скота (овец, коров, лошадей), изготовления разл. изделий из металла, кости, камня, дерева. Позднее, в период расцвета срубно-андроновской историко-культ. общности, этот тип поселков исчезает, т.к. отпадает необходимость охранять стада ж-ных от набегов соседей.
С сер. 2 тысячилетия до н.э. племена срубной культуры достигают расцвета. Волго-Уральская группа этих племен представляла собой вост. ч. огромной общности, занимавшей междуречье Урала-Волги-Дона-Днепра. Племена срубной культуры быстро освоили поймы ср. и малых рек басс. Белой и Волги. Они продолжали обитать в поселениях, возникших в предшествующие периоды (Береговское, Юмаковские I-IV, Тюбяк и др.), известны также сотни небольших стоянок, возникших в срубное время. Наблюдается устойчивый тип погреб. обряда. Покойников помещали в грунтовых ямах в скорченном положении на лев. боку, сосуды и вещи располагались, как правило, перед кистями рук, у лица.
Срубные племена приняли участие в разработке самого кр. в Евразии Каргалинского рудника (Зап. Оренбуржье). Из богатых медью и находящихся близко к поверхности пластов было извлечено около 1 млн. т руды. Металл из этого и др. более мелких рудников шел на произ-во орудий для собств. потребления, поставлялся в др. регионы.
К В. от Урала, вплоть до Енисея, Сев. Казахстана и Тянь-Шаня, простиралась андроновская культурно-ист. общность. По осн. признакам она сходна со срубной культурой и представляет собой одно из самых кр. историко-культ. объединений эпохи бронзы во всей Сев. Евразии.
В формировании ранних андроновцев сыграли важную роль местные племена и представители культур "западного" происхождения - абашевцы, поздние ямники и полтавкинцы. Сохранились памятники, получившие в науч. лит-ре назв. синташтинско-петровских укрепл. поселений (Синташта, Устье, Аркаим) и могильников (Петровка, Синташтинские, Больше-Караганские). Поселения были обитаемы и в период расцвета андроновской культуры. На Южн. Урале носители срубной и андроновской культур контактировали с протоугорскими племенами - носителями черкаскульско-межовской культуры.
|