Понедельник
06.05.24
07:24
Категории раздела
Мои статьи [3]
Исторические статьи [24]
Статьи ознакамливающие посетителей историческими материалами
Просто интересное... [10]
Интересные, с точки зрения авторов, материалы
Статьи учащихся [8]
В данном разделе - статьи молодого поколения
Статьи односельчан [15]
Статьи об односельчанах [65]
Поиск

Случайное фото из альбома сайта
,
Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 331
Друзья сайта
  • Прогноз погоды на ближайшие дни в Рыскужино
  • Прогноз погоды на 2 недели в Аскарово
  • Долгосрочный прогноз погоды на месяц
  • Выпускнику школы, абитуриенту
  • Покупка и продажа новых и б.у. авто
  • Покупка и продажа сельхозтехники
  • Управление по делам архивов РБ
  • Генеология и архивы
  • Сайт Абзелиловского района
  • Сайт Казмашевской средней школы
  • Сайт газеты "Осkон"
  • Сайт газеты "Киске Өфө"
  • Сайт газеты "Йәшлек"
  • Образовательный портал РБ
  • Cайт ХК "Салават Юлаев"
  • Историко-краеведческий портал Зауралья "Ургаза"
  • Трезвость - норма жизни
  • Башҡорт йәштәре порталы "Йәшлек"
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт деревни Рыскужино

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Просто интересное...

    Ступая на белый войлок... (Аҡ кейеҙгә баҫҡанда...)

    «Ступая на белый войлок...»   

    Из всех традиционных ремесел в жизни кочевых народов, наверное, именно войлок играл особую роль. Из него строили жилище — юрту, им застилали полы, покрывали нары. Он использовался в боевом убранстве коня и всадника. Белым войлоком в знак особого уважения встречали почетных гостей. Войлок умели валять во всех селениях. 
    Но казалось, что не будучи востребованным в нашей жизни сегодня, он навсегда забыт и навыки изготовления войлоков утеряны, и что только в краеведческих музеях изредка можно увидеть недоеденные молью отдельные образцы, да читать в книгах об этом экзотическом полотне.
    А между тем войлок, гениальное изобретение народа, не только идеальный, пластичный материал в быту, он и целитель всевозможных болезней.
    В п. Аскарово Абзелиловского района живет замечательный человек — доктор Ишмурза Хаернурович Хидиятов, — кандидат медицинских наук, заслуженный врач РБ, кавалер ордена «Знак Почета», основатель хосписа. Он знаток целебных свойств войлока, и активно использует его замечательные свойства в своей практике.
    А художественные возможности войлока и сегодня привлекают прикладников к созданию уникальных произведений. Широко известны работы уфимского художника Ансара Галина, выполненные в этом материале; и студенты художественно-графического факультета БГПУ проявляют большой интерес к войлоку.

    Словом, идея войлока витала в воздухе.

    Республиканский центр народного творчества запланировал «Трудовой фольклорный праздник войлока» на май 2002 года.
    Название праздника возникло неожиданно.
    Однажды в телефонном разговоре Розалия Асфандияровна Султангареева — известный знаток башкирского фольклора озорно пропела в трубку : «Если ступлю я на белый войлок» Получилось весело, необычно. Сама незаконченность фразы, казалось, вовлекает в условия некоей игры, подогревает фантазию. «Ступая на белый войлок»! — решили мы назвать свой праздник. И обязательно, чтоб в конце названия стояла не точка, а многоточие.
    Работать с Розалией Асфандияровной необыкновенно интересно: она кладезь идей и знаний, и сама сплошная любознательность. Общение с нею всем в радость.

    Праздник строился на конкретном местном материале. Именно здесь, в деревнях Абзелиловского района, стало возвращаться в жизнь сельчан древнее ремесло изготовления войлоков. Валяют их, в основном, для собственного пользования, либо в подарок своим детям и родственникам, иногда по чьему-либо заказу.
    Войлоки, как и в старину, бывают естественных — черных, белых цветов. Иногда они очень красиво орнаментируются: на черном фоне белые роговидные узоры — кускар. Или наоборот — на белом фоне черный орнамент. Часто мастерицы выкладывают орнамент из цветной — крашеной шерсти. И тогда войлоки становятся многоцветными. Появляются на полотне ромбы, цветочные орнаменты, памятные даты, имена, и другие изображения. Процесс раскатывания войлока часто создает на полотне эффект «размытых» линий: оттого кажется, что знаки дышат древностью, какой-то архаикой. Войлок дышит, войлок будоражит воображение. Иногда его украшают аппликацией, вышивкой, красивыми кистями, им «подбивают» паласы.

      Салават Сарварович Кадыров — заведующий отделом культуры Абзелиловского района — сразу поддержал идею проведения праздника у себя в районе: «У нас есть замечательные мастерицы, и показать, и рассказать сумеют. Пора к войлоку внимание проявлять». Он сам энергично включился в работу вместе с замечательным специалистом своего отдела Фаукинур Фатхуллиной.
    Главными героинями нашего праздника стали мастерицы войлока : Зильда Муталова, Латифа Мустафина, Мухлиса Гималова, Гайнур Латыпова, Василя Мустафина из деревни Рыскужино.
    В народе ничего не забывается. Вековые трудовые традиции зачастую очень органично вписываются в жизнь современного человека.
    Обычаи омэ — коллективной помощи активно бытуют в условиях сельской местности. Вот и наши героини вместе создали немало войлоков, ведь в одиночку его валять очень сложно. Это работа, требующая не только знаний, но и терпения, и физических сил. Они друг друга понимают с полуслова, полувзгляда.

      Нам хотелось как можно больше и точнее рассказать о рождении войлока. Процесс этот долгий: стрижка овец, затем сортировка шерсти: черная к черному, белая к белому, не смешивая. Шерсть равномерно раскладывают на холстине, и легко начинают ее утрамбовывать ногами, затем, по мере уплотнения, хождение по будущему полотну становится энергичнее. Иногда войлок может состоять из нескольких слоев, например слой овечьей шерсти, слой козьей, и снова — овечьей. Орнамент выкладывается на основу и в процессе валяния вкатывается в него. Поливая время от времени горячей водой, начинают процесс утрамбовывания и раскатывания. Тут без взаимопомощи и взаимопонимания не обойтись. Доведенный до необходимой плотности войлок несут к ручью — промыть. Далее его сушат на солнце.
    Совместная работа вносит в это бытовое действо элементы обряда, одухотворяя сам процесс труда. Поэтому даже самая тяжелая и не очень чистая работа приносит такую искреннюю радость. И тогда омэ — коллективная помощь естественно перерастает в праздник, осмысленный, с чувством значимости, нужности своего труда. Ведь рядом односельчане, готовые помочь всем миром. Посмотрите, какие светлые лица.

      В гости к абзелиловцам съехались соседи из Хайбуллинского, Учалинского, Зилаирского, Белорецкого районов. Здесь тоже не забыты традиции изготовления войлоков. Участники фольклорных коллективов с большим знанием дела отразили их в своих творческих программах. А хайбуллинцы привезли два замечательных войлока — один с ромбическим орнаментом, выполненный весьма искусно, другой — с вышивкой.
    Как хочется верить, что войлок будет жить, ведь его художественные возможности неисчерпаемы. И еще — он наша история, наша колыбель.
    Статья получена из Сети


    Источник: http://www.rbwoman.ru/node/81
    Категория: Просто интересное... | Добавил: Айбулат (23.02.11)
    Просмотров: 1400 | Теги: фольклор, Рыскужа, войлок, Рыскужино, белый войлок | Рейтинг: 0.0/0