Вторник
07.05.24
10:34
Категории раздела
Мои статьи [3]
Исторические статьи [24]
Статьи ознакамливающие посетителей историческими материалами
Просто интересное... [10]
Интересные, с точки зрения авторов, материалы
Статьи учащихся [8]
В данном разделе - статьи молодого поколения
Статьи односельчан [15]
Статьи об односельчанах [65]
Поиск

Случайное фото из альбома сайта
,
Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 331
Друзья сайта
  • Прогноз погоды на ближайшие дни в Рыскужино
  • Прогноз погоды на 2 недели в Аскарово
  • Долгосрочный прогноз погоды на месяц
  • Выпускнику школы, абитуриенту
  • Покупка и продажа новых и б.у. авто
  • Покупка и продажа сельхозтехники
  • Управление по делам архивов РБ
  • Генеология и архивы
  • Сайт Абзелиловского района
  • Сайт Казмашевской средней школы
  • Сайт газеты "Осkон"
  • Сайт газеты "Киске Өфө"
  • Сайт газеты "Йәшлек"
  • Образовательный портал РБ
  • Cайт ХК "Салават Юлаев"
  • Историко-краеведческий портал Зауралья "Ургаза"
  • Трезвость - норма жизни
  • Башҡорт йәштәре порталы "Йәшлек"
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт деревни Рыскужино

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Исторические статьи

    Башкортостан в конце 80-х и начале 90-х годов.

    Республика Башкортостан в кон. 80-х - нач. 90-х гг.
     
       В 80-е гг. нерешенность и дальнейшее обострение соц.-экон. проблем, игнорирование интересов национально-гос. образований, неудовлетворение духовно-культ. запросов многонац. народа респ. обусловили активизацию обществ. движений в защиту нац. самобытности, за гос. суверенитет Башкортостана. С принятием 12 июня 1990 Декларации о гос. суверенитете Рос. Федерации появилась возможность ускорить реализацию этой задачи. В респ. прессе, начиная с авг. 1990, был опубликован ряд проектов Декларации о суверенитете Башкортостана, к-рые вызвали заинтересованное обсуждение общественности. Рабочая гр. През. ВС Баш. АССР, готовившая осн. проект декларации о суверенитете респ., исходила из того, что применительно к Башкортостану автономия исчерпала себя и полноценное развитие всех ее народов, выход из кризиса может обеспечить статус суверенной республики. 10 окт. 1990 проект был вынесен на рассмотрение сессии ВС БАССР и 11 окт. Декларация о государственном суверенитете Баш. Сов. Соц. Респ. была принята (245 нар. депутатов голосовали "за", 1 - "против", 4 воздержались). Баш. АССР была преобразована в Баш. Сов. Соц. Республику. В обращении ко всем гражданам респ. ВС Баш. ССР заверил: "Провозглашение государственного суверенитета позволит нам всем быть хозяевами на своей земле, покончить с бесконтрольностью, варварским использованием наших природных богатств, загрязнением воды и воздуха, направить весь экономический и духовный потенциал на более полное удовлетворение первейших нужд и запросов людей.          
       Декларация о государственном суверенитете республики гарантирует равные права и свободы всем проживающим на ее территории гражданам - независимо от их национальности, социального происхождения, политических убеждений, отношения к религии и иных различий, провозглашает право каждого народа на свободное развитие, сохранение и приумножение ценностей национальных культур".
       С принятием Декларации о гос. суверенитете наступил новый этап в жизни республики. Началась работа по утверждению нового государственно-правового статуса Башкортостана в составе Российской Федерации, совершенствованию системы зак-тва, органов представит., исполнит. и судебной власти, укреплению экономической самостоятельности, решению задач соц. и дух. развития республики. С 25 февр. 1992 Баш. ССР стала называться Респ. Башкортостан. 31 марта 1992 в Москве был подписан Федеративный договор и Приложение к нему от РБ. РБ в Договоре в числе др. названа суверенной, но в составе РФ. В Приложении к Договору зафиксировано право респ. иметь самостоят. систему зак-тва, судебную систему и прокуратуру, что земля, недра, природные богатства на терр. Башкортостана являются достоянием (собственностью) многонац. народа респ., что вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются зак-твом республики. 3 авг. 1994 был подписан договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", к-рый признал право РБ самостоятельно решать проблемы, связанные с гос. устройством, собственностью, бюджетом, зак-твом, судоустройством, междунар. и внешнеэкон. деят-стью.
       В респ. сформировался проф. парламент - Гос. Собрание - Курултай, состоящее из двух палат. 12 дек. 1993 был всенародно избран первый Президент РБ. Значительно выросла компетенция респ. органов: они стали решать осн. вопросы экон., соц. и культ. развития Башкортостана. Сложилась многопартийная система, возникли обществ. объединения. В 1995 в Мин-ве юстиции РБ было зарегистрировано 7 партий. Действуют 180 обществ. объединений. Среди них - "За новый Башкортостан", респ. центр "Дружба", баш., рус., тат., чуваш., марийский и др. нац.-кульг. общества (см. Политические партии, общественно-политические организации и движения).
    24 дек. 1993 принята новая Конституция РБ, в к-рой респ. провозглашена суверенным дем. гос-вом, к-рое строит свои отношения с РФ на основе двусторонних договоров и соглашений.
    Кр. событиями в обществ.-полит. жизни Башкортостана стали респ. референдумы, проведенные 25 апр. 1993 и 17 дек. 1995. 75% участвовавших в первом референдуме (70,5% нас.) высказались за экон. самостоятельность респ. и договорные отношения с РФ, во втором 84,4% участвовавших (73,7% нас.) ответили "нет" на вопрос "Должна ли земля в РБ быть объектом неограниченной купли-продажи?" и 79,1% вновь поддержали политику по укреплению экон. самостоятельности РБ в составе обновленной России.
       Экон. развитие респ. в этот период тесно связано с общерос. ситуацией спада произ-ва, разрыва сложившихся хоз. связей, кризиса неплатежей, дифференциацией нас. по уровню доходов, ростом безработицы. Однако кризисные явления в РБ были неск. смягчены благодаря осуществлению рыночных преобразований при координирующей и регулирующей роли гос-ва. Падение темпов пром. произ-ва оказалось меньшим, чем в РФ в целом. Центр. звеном реформирования экономики явилась приватизация. По респ. к 1996 приватизировано более 1100 пр-тий, на к-рых работали св. полумиллиона чел. - более трети занятых в нар. х-ве.  
       Собственность приватизир. пр-тий составляла: в пром-сти - 80%, стр-ве - 65%, в отраслях связи - 85% общей стоимости осн. фондов, доля гос. собственности - 61%. В осн. были завершены приватизация малых и ср. пр-тий, коммерциализация торговли и службы быта.
    Опираясь на собств. ср-ва, бюджет респ. обеспечивает доп., помимо общефедеральных, меры по соц. защите населения. Строятся дороги, открываются школы, музеи, печатные издания и науч. учреждения, проводятся мероприятия всерос. и мирового значения: Всемирный курултай башкир (1-2 июня 1995), ежегодные международные Аксаковские праздники (с 1991), Междунар. конкурс им. М.И.Глинки (1995), Междунар. фестиваль тюркоязычных театров "Туганльгк" (1994, 1996) и мн. др.
    Категория: Исторические статьи | Добавил: Айбулат (24.01.11)
    Просмотров: 2430 | Рейтинг: 0.0/0