Суббота
20.04.24
12:27
Поиск

Случайное фото из альбома сайта
,
Вход на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Я считаю, что жить в деревне:
Всего ответов: 125
Друзья сайта
  • Прогноз погоды на ближайшие дни в Рыскужино
  • Прогноз погоды на 2 недели в Аскарово
  • Долгосрочный прогноз погоды на месяц
  • Выпускнику школы, абитуриенту
  • Покупка и продажа новых и б.у. авто
  • Покупка и продажа сельхозтехники
  • Управление по делам архивов РБ
  • Генеология и архивы
  • Сайт Абзелиловского района
  • Сайт Казмашевской средней школы
  • Сайт газеты "Осkон"
  • Сайт газеты "Киске Өфө"
  • Сайт газеты "Йәшлек"
  • Образовательный портал РБ
  • Cайт ХК "Салават Юлаев"
  • Историко-краеведческий портал Зауралья "Ургаза"
  • Трезвость - норма жизни
  • Башҡорт йәштәре порталы "Йәшлек"
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт деревни Рыскужино

    История моей деревни (ауылым тарихы)

    История деревни Рыскужино (Субаново)
     Рысkужа (Субан) ауылы  тарихы
     
    Основателями деревни Рыскужино были башкиры из племени Тамъян. Тамъянцы являются одним из самых больших племен башкир, проживают в основном  по среднему и  верхнему течению реки Агидель (Белой), на устье Нугуша, а также  в Зауралье. Тамъянцы дружно жили испокон веков со своими соседними башкирскими племенами -  бурзянцами, кипчаками, тунгаурцами. После воссоединения башкирских племен с Россией, в разное время по башкирии были разные админстративные деления. Например, по архивным данным в XVII - XIX веках в Верхнеуральский уезд входила Тамъян - Тунгаурская волость. Деревня Рыскужино входила в это админстративное деление. По основанию деревни имеются несколько исторических версий.
    По данным жителя деревни Зиннура Шаяхметова, основателем деревни был человек по имени Саубан, который скрываясь от калмыкской бойни нашел укромное место у реки Большой Кизил и основал там деревню. Это место называется Иске урын (Старое место). После смерти Саубана его сын Рыскужа переименовал деревню своим именем.
    По данным жителя деревни Галиахмета Усманова, со стороны реки Нугуш для  войны против калмыков прибывает батыр по имени Сура, который погиб здесь, и его сын Субан основал деревню Субан. Основанную деревню сожгли каратели и жители вынуждены были перебраться в верхнее течение реки Авзян. Но, после того как, в верховьях Авзяна начали строить заводы и башкирские земли заставили продать заводчикам, башкиры вынуждены были переехать на старое место - у реки Большой Кизил, но немного выше по течению реки. По  архивным документам, по рассказам жителей,  можно предположить примерное время основания деревни Рыскужино, которая названа по имени жителя деревни Рыскужы Кырмаева, - это 1757-1760 годы (см.арх. Материалы по ист Баш.АССР, том. IV, ч.IV №103 (материал Р.Якупова, полученный из архива в 1996 году)). 
    В настоящее время в деревне живут несколько родов тамъянцев: "Манkа", "Суkмар", "Сырмау", "Кобэ","Тумыртkа", "Айыу", "Бейембэт"(выходцы из Кулгунино), "Супем"(выходцы из Казмашево), а также "Таз"(выходцы из Темясово).
      В деревне мусульманское вероисповедание. В деревне издавна были мечети, все они строились на средства жителей. В конце XIX - в начале XX века в Рыскужино работал большое медресе, где работали просветители тех времен: Зайнагабдин-ишан Юлбарисов, Хабибулла Сафуанов, Кутлахмет Мусин, Агзам Валишин. Последнюю мечеть до Октябрского переворота построили в 1917 году. Муллой был Кутлиахмет-хазрат, муэдзином - Агзам Валишин. Но в 1937 году мечеть превратили в сельский клуб, который стоит и поныне...
    До 1911 года деревня состояла из одной улицы. Первым на другую улицу перестраивается Агзам Валишин, за ним его брат Аксан, после раскулачивания в 1930 году переселяется семья Кутлиахмета - муллы.
    В период Советской власти деревня пережила коллективизацию и другие перевороты жизни. До 1930 года создаются и работают различные сельхозартели, а в 1930 году создается колхоз"Берлек". Первые колхозники: Агзап и Шагишараф Нугамановы, Ишмурза Ямалов, Фаткулла Бакиев, Абдулхак Аскаров, Латиф Мустафин, Мортаза Усманов, Усман Якупов, Магадей и Хамза Багаувы,Фазулла Сулейманов, Низам Абдуллин, Абдулхак Валиев.
    В 1931 году начинается раскулачивание: 4 семьи - Шариф и Агзап Нугмановы, Мухитдин Хадыев, Габделбарый Басиров - все семьями, ссылаются в Сибирь. Из 14 человек в живых остается только один.
    В 1932 году в деревне открывается начальная школа. Первые учителя: Абдулхай Валишин, Хуснияр Шарафетдинов, Калимулла Кунакбаев, Зулейха Разяпова, Гумер Шакиров.
    В 1934 году открывается первый медпункт, где работают сначала Сафар-карт, после его смерти - Мафтуха Усманова.
    В начале 30-х годов в районе начинается работа по добыче золота. Начинает работать прииск у реки Ыргайды. Здесь старателями работают: Магадиев Яхъя, Ахметов Галлям, Алтынгужин Гиният, Хибатов Кауый, Сулейманов Фазулла, Исрафилов Абдулла, Хамзин Мустафа, Ихсанов Акрам, Хибатова Гильминиса, Алтынгужина Нагима и другие. После войны в 1949 году прииск перестает работать, и жители прииска - хутора переезжают в деревню Рыскужино.
    В 1937-38 годах трагедия репрессий касается и жителей деревни. За службу в армии Мусы Муртазина репрессируются: Муртаза Усманов, Габделхак Валиев, Халаф Сафин, Габделхак Аскаров.
     В период Великой Отечественной на войну мобилизуются всего 79 человек, из них 43-м не суждено было вернуться домой. В тылу тоже было очень трудно, но народ все выдержал и победил!
    После войны жители деревни самоотверженно трудились в строительстве мирной жизни. Деревня была бригадой разных колхозов. В последнее время колхоза "Заветы Ильича", позже - совхоза "Амангильдинский". В 90-х годах совхоз обанкротился. Около деревни начал работать ГУП "Орлец" по переработке мрамора, который тоже обанкротился. В данное время большинство жителей деревни безработные, но многие находят возможность - работают вахтовым методом в  соседних областях, в городе Магнитогорске. Есть и предприниматели: Мустафины Зубаир и  Сарим, Якупов Хамит, Кагарманов Батыр. Молодое поколение начинает перестроиться к новым условиям и есть надежда, что потомки Рыскужы и Субана будут достойны своим предкам!
                                                                          
    ( Материал подготовлен с использованием книги жителя деревни, учителя истории Яхина Рима Нурмухаметовича "Рыскужа ауылы тарихы, 2002") Материал перевел и подготовил Хибатов А.С.
  • Моя деревня на карте страны
  • На дорогах военных...
  • В мирной жизни...
  • В мирной жизни (продолжение)
  • Ветераны тыла
  • История коллективного хозяйства в деревне
  • Учительский край